Итак, вы собрались приобрести (или уже приобрели) звуковую карту. Скорее всего, это будет карта в ценовом диапазоне до $50 - так называемая простая звуковая, используемая для озвучивания работы Windows, игр, обучающих программ, а также записи и воспроизведения звука наподобие обычного магнитофона. Более сложные и дорогие карты пока интересуют в основном музыкантов, любителей музыки и всех тех, для кого звук - больше работа, чем удовольствие; поэтому для начала имеет смысл рассмотреть особенности и процесс установки наиболее распространенных моделей карт.
В Новосибирске в этом классе в основном предлагаются три типа карт: - на микросхемах ESS (ES1688 и ES1868) - Edison Gold, Sky Rocket Gold - на микросхемах Yamaha OPL3-SAx (YM718 и YM719) - Edison Diamond, Sky Rocket Platinum, Yamaha OPL3-SAS - на микросхемах Vibra16c - ASUSTeK I-A16C, Sound Blaster 16.
Гораздо реже можно также встретить карты устаревших моделей - на микросхемах ES688 и OPTi 930.
Карты на ESS наиболее распространены и совместимы только с Sound Blaster Pro 2.0, карты на микросхемах Yamaha совместимы также и со стандартом Windows Sound System (WSS), а на микросхемах Vibra - с Sound Blaster 16.
Если вы работаете только под Windows, то вопрос совместимости может вас не волновать. Если же вы работаете под DOS или пользуетесь DOS-играми типа DOOM, Hexen, Quake, Duke3D, запуская их из DOS-сеанса Windows, то наилучшее качество звуковых эффектов вы сможете обеспечить себе на картах, совместимых с SB 16. Quake, Duke3D и многие другие игры на совместимых с SB 16 картах используют более качественный 16-разрядный режим вывода звука, в то время как на картах, совместимых с SB Pro - только 8-разрядный.
Большинство карт на микросхемах Yamaha OPL3-SAx комплектуется так называемым Software Wavetable - программным обеспечением для Windows, которое на этих недорогих картах имитирует работу таблично-волнового музыкального синтезатора. Разумеется, для его нормального использования (имитатора, а не самой карты) необходим достаточно мощный процессор - 5x86-133 или Pentium-90, однако и звучание музыкальных файлов будет не в пример приятнее, нежели на встроенном частотно-модуляционном (FM) синтезаторе, который есть в любой простой карте.
Благодаря этому имитатору карты на микросхемах Yamaha идеальны а в плане музыкального сопровождения игр - но только при запуске их из-под Windows, и звуковые эффекты в играх будут 8-разрядными, "грязными", как и в картах на ESS, и другие DOS-программы, "понимающие" SB 16, преимуществ 16-разрядного режима использовать не смогут.
Если вы покупаете новую карту, то она наверняка сделана в стандарте PnP (Plug and Play), что подразумевает автоматическую настройку ресурсов карты (адресов портов ввода-вывода, линий прерываний (IRq) и прямого доступа к памяти (DMA)). Если вы купили карту, бывшую в употреблении - она может оказаться и традиционной, настраиваемой с помощью перемычек. PnP дает одно удовольствие, когда карта и системная плата сделаны с полным соблюдением технологии, и работа идет под Windows 95; однако при работе под DOS, особенно на "неправильном" железе, в котором неточно соблюдена технология PnP, это удовольствие может перерасти в настоящую муку. Установка же традиционной карты как под DOS, так и под Windows обычно проблем не вызывает - достаточно лишь правильно расставить перемычки и выполнить процедуру установки драйверов.
Карты на микросхемах ES1868/1869 часто плохо уживаются со многими системными платами - особенно с 486 и ранними Pentium, при работе под Windows 95. Обычно при этом помогает установка программы инициализации карты для DOS, выполняемой из Config.sys, однако если у вас возникнут стойкие проблемы с такой картой - не ломайте зря голову и свяжитесь с продавцом на предмет обмена карты или системной платы.
Если у вас карта, настраиваемая перемычками - рекомендуется такая настройка: - Адрес - 220 - Линия прерывания (IRq) - 5 - Канал прямого доступа к памяти (DMA) - 1
Если у вас есть микрофон - нужно заодно настроить карту на его тип, если это позволяет ее конструкция. На некоторых картах есть перемычки для выбора типа микрофона: конденсаторный (электретный) или динамический. Если тип вашего микрофона вам неизвестен - можно попробовать оба положения, никакого вреда от этого не будет. Если карта не допускает настройку типа микрофона, и ваш микрофон к ней не подходит - придется подбирать другой.
Устанавливая карту в разъем, старайтесь максимально удалить ее от других карт, и особенно - от видеоадаптера или карты видеозахвата, которые создают максимальное количество наводок. Лучше всего будет поместить звуковую карту в самый последний разъем, возле металлической стенки корпуса - эта стенка будет хотя бы частично экранировать карту, и вдобавок она окажется наиболее далеко от процессора, памяти и других интенсивно работающих узлов компьютера. Подключая звуковой кабель, соединяющий карту с приводом CD-ROM, старайтесь также пропустить по стенкам корпуса - например, прямо по задней стенке, если позволяет длина, приклеив в нескольких местах липкой лентой. Основное количество шума и наводок "ловит" именно звуковой кабель CD-ROM.
При подключении этого кабеля может оказаться, что на плате либо два одинаковых разъема для звука с CD, либо там вовсе не видно разъема похожей конструкции, зато есть четыре штырька, по размерам подходящих для надевания на них фишки звукового кабеля. Особой проблемы это не создает - разъемы для CD-кабеля имеют разводку либо "L G R G" "L G G R", где L - сигнал левого канала, R - правого, а G - общий провод (земля). На кабеле провод левого канала обычно имеет белый цвет, правого - красный, а общий провод - черного, и он более толстый. Если каналы на плате не подписаны - оставьте этот кабель неподключенным до полной настройки карты.
Если карта имеет сзади разъем, подписанный "Spk Out", "Speaker" или что-то в этом роде - к нему можно подключать пассивные колонки или наушники; если есть только выход "Line Out" - потребуются активные колонки или усилитель. Последние можно также включать и в выход для наушников, однако нужно иметь в виду, что сигнал на нем значительно превышает уровень линейного входа, и регулятор громкости лучше для начала поставить на минимум.
После включения компьютера, если была вставлена карта с перемычками, желательно запустить BIOS Setup и зарезервировать установленные на карте линии IRq и DMA, чтобы другие PnP-устройства не претендовали на эти ресурсы. Эта операция делается в разделе "PCI and PnP Setup" установкой режима настройки в ручной (Manual) и переводом соответствующих пунктов IRq/DMA в значения "Legacy ISA".
Теперь устанавливаем драйверы карты. Если у вас тот редкий ныне случай, когда вся работа идет под DOS - установка программного обеспечения может и не понадобиться, если Plug and Play BIOS на вашей системной плате корректно инициализирует карту. Однако, если на дискетах указано наличие программного обеспечения для DOS, а в руководстве описан процесс установки - выполните его; это не только гарантирует вам правильную настройку карты, но и даст возможность регулировки громкости, уровня записи и других параметров звука. Никакие драйверы под DOS не используются - только программы начальной настройки. Если программного обеспечения для DOS в комплекте карты нет - просто впишите в Autoexec.bat строку "SET BLASTER=A220 I5 D1 T4" для карт, совместимых с SB Pro, и "SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 T6" - для карт, совместимых с SB 16. Если после этого карту не находят игры и другие программы - придется обращаться за помощью к специалистам.
Если же вы работаете под Windows 95 - процесс установки гораздо более прост и надежен. Если карта PnP - система сама обнаружит ее при загрузке и попросит вставить диск с программным обеспечением. На установочных дисках нужные файлы часто расположены сразу в корневом каталоге, и Windows находит их автоматически, однако в ряде случаев нужно явно указать каталог - чаще всего это Win95.
В процессе установки драйверов карты будьте готовы к тому, что Windows попросит свой дистрибутивный диск, с которого обычно берутся стандартные драйверы джойстика и IDE-контроллера.
Для карт, настраиваемых перемычками, используется универсальный способ ручной установки: Пуск -> Настройка -> Панель Управления -> Установка оборудования -> Выбор из списка -> Аудио-, видео- и игровые контроллеры -> Установить с диска. Для некоторых карт этого типа может не оказаться драйверов для Windows 95; тогда их можно поискать в списке фирм-производителей, выдаваемом Windows, а при отсутствии там этой модели карты - попробовать драйверы для Creative Sound Blaster (Pro или 16), либо для Microsoft Windows Sound System. Если есть только драйверы для Windows 3.1 - можно установить и их - описанным выше методом.
После завершения установки и перезагрузки проверьте правильность установки в окне параметров системы, щелкнув правой кнопкой мыши на иконке "Мой компьютер", выбрав "Свойства" и далее - закладку "Устройства". Пункт "Аудио-, видео- и игровые контроллеры" должен быть закрыт; при его открывании там не должно быть строк, помеченных восклицательным знаком. Для страховки можно открыть пункт с наименованием карты (для некоторых карт их может быть два или три) и посмотреть используемые ресурсы. При идеальной настройке они будут совпадать со стандартными, а для WSS-совместимых карт добавится адрес 530, канал DMA 0 и дополнительная линия прерывания.
Подавляющее большинство конфликтов при установке звуковых карт возникает с линией прерывания принтера (IRq 7 или 5) и каналом DMA, используемым в режиме ECP (DMA 3). Стандартный порт LPT1 по умолчанию настроен на IRq 7, поэтому для звуковых карт выбрана линия 5; если порт оказался настроен на IRq 5 или карта попала на IRq 7 - лучше всего разнести их по типовым линиям. Если случился конфликт с DMA 3 - можно либо переставить карту на DMA 0 или 1, либо перевести порт в режим SPP (Normal) или EPP, когда он не использует DMA. Перенастройка параметров порта в современных системных платах делается в BIOS Setup, раздел "Advanced Chipset Setup" или "Integrated Peripherals".
Если под Windows 95 были установлены драйверы от Windows 3.1 - вы либо вовсе не увидите в списке устройств пункта "Звуковые и игровые контроллеры", либо найдете там только джойстик. Так и должно быть - в списке устройств Windows 95 отображает только те устройства, которые известны системе через "родные" драйверы. Установленные драйверы можно увидеть в списке устройств мультимедиа: Панель Управления -> Мультимедиа -> Дополнительно. Основные нужные драйверы присутствуют в пунктах "Аудио устройства" и "Устройства и инструменты MIDI" - отсюда можно настраивать их параметры (адреса, линии прерываний, режимы работы и т.п.).
Первый признак успешной установки звуковой карты - появление изображения громкоговорителя в системной части (System Tray) панели задач (Taskbar). Если его там нет - проверьте, установлена ли поддержка регулятора громкости: Панель Управления -> Установка программ -> Установка Windows -> Мультимедиа -> Регулятор громкости. Заодно проверьте, установлены ли Универсальный Проигрыватель и Фонограф, которые очень скоро могут вам понадобиться. Кроме этого, проверьте, отмечен ли пункт "Регулятор громкости в панели задач" (Панель Управления -> Мультимедиа -> Аудио). Однако для карт с драйверами от Windows 3.1 этот значок выводиться не будет, и придется работать с микшером от Windows 3.1.
Если регулятор присутствует - одинарный щелчок на нем открывает регулятор общей громкости, а двойной - полный набор (микшер) регуляторов уровней для всех каналов карты. Этот набор - настраиваемый, и можно выборочно разрешить или запретить отображение конкретных регуляторов. В стандартном варианте может не оказаться нужных регуляторов - меню "Параметры -> Свойства" открывает окно настройки микшера. Переключатель "Воспроизведение - Запись - Другое" выбирает область действия регуляторов (выходные и входные сигналы, а также специальные каналы), а помеченные названия в списке - разрешенные к показу в микшере регуляторы уровней. Некоторые карты позволяют раздельно регулировать уровни записи и воспроизведения по одному и тому же каналу, однако для большинства эти регуляторы объединены между собой.
Можно также посмотреть пункт "Дополнительно" - обычно там бывает управление прослушиванием входного сигнала (Input Monitor), используемая для того, чтобы параллельно слушать записываемый звук, и блоком объемных эффектов (3D). Управление объемными эффектами можно также встретить в окне параметров карты, открываемом из списка системных устройств - на закладке "Настройка". Монитор входного сигнала должен быть выключен, если вы собираетесь использовать карту в дуплексном режиме, для одновременной записи и воспроизведения - например, для переговоров по сети (Net Phone). Блок объемных эффектов включайте по вкусу - он действительно добавляет объема различным звуковым эффектам, но способен безнадежно испортить звучание музыки.
Теперь самое время - проверить прохождение звука с CD-ROM. Вставьте звуковой диск, запустите Универсальный Проигрыватель, выберите в меню "Устройство" пункт "компакт-диск", включите воспроизведение и убедитесь, что звук с CD не заглушен в микшере. Если звука не слышно - попробуйте переставить фишку звукового кабеля в другой разъем, или включить его наоборот. Если это не помогло - отключите кабель и осторожно коснитесь выводов разъема на карте концом иглы, шпильки или скрепки - характерные щелчки и гудение в соответствующих динамиках (левом и правом) укажут на сигнальные контакты; фишку кабеля нужно вставить так, чтобы они совпали с проводами соответствующего цвета. В крайних случаях может потребоваться переставить контакты на фишке или перевернуть пластмассовую "раму" разъема на карте - виды этих разъемов и кабелей столь многообразны, что другого выхода (кроме смены кабеля) может и не быть. Все эти перестановки можно делать и при включенном компьютере - предельно аккуратно, разумеется - опасных напряжений там нет, и неправильное включение не повредит ни карте, ни CD-ROM. Опасайтесь лишь собственного статического заряда.
Итак - все звучит, как надо, и можно приступать к использованию карты "по полной программе". Например, установить набор звуковых схем, а затем выбрать нужную схему (Панель Управления -> Звук) - после этого основные действия и события в Windows будут озвучиваться параллельно с выдачей сообщений. Или, наоборот - отключить все звуки, чтобы не мешали слушать компакт-диски.
Для записи звука с микрофона или линейного входа можно использовать стандартный Фонограф. Подключите микрофон к микрофонному входу или другой источник звука (магнитофон, радиоприемник) - к линейному, убедитесь, что соответствующий канал не заглушен в микшере, и запустите Фонограф. В меню "Правка" выберите "Свойства" - откроется страница звука в свойствах мультимедиа, где можно указать желаемые параметры записи (стерео/моно, разрядность, частота дискретизации). С ростом разрядности и частоты растет качество записи, но вместе с ним растет и занимаемый звуком объем - например, одна секунда 16-разрядного стереозвука на частоте 44.1 кГц занимает 176 кб.
Установив параметры, нажмите кнопку "Запись" - Фонограф начнет преобразование звука со входа карты и его перенос во внутренний буфер, достаточный для хранения одной минуты звучания. После завершения записанный звук можно прослушать, а также слегка обработать - усилить или ослабить, смешать с другим звуком, добавить эхо или перевернуть "задом наперед". Сохранив записанные звуки в файле, можно затем включить их в звуковые схемы Windows для проигрывания по заданным действиям или системным событиям. Можно также сравнить качество звучания при различных параметрах частоты дискретизации и разрядности звука.
И последнее. Если ваша карта сделана на микросхеме Yamaha OPL3-SAx, то в процессе установки наверняка была установлена и система Software Wavetable - программный таблично-волновой синтезатор. Проверить это можно в Панели Управления, где в этом случае появляется иконка "OPL3-SAx Config" или ей подобная. Это - конфигуратор синтезатора, где можно задать качество звучания (чем оно выше - тем сильнее загружается процессор), а также способ обработки вывода в MIDI-порт MPU-401 из сеансов DOS. Поставьте в этом пункте "Wavetable" - теперь в DOS-играх можно выбирать музыкальное устройство "General MIDI" или MPU-401, и наслаждаться весьма качественным (для данной ценовой категории) звучанием музыкального сопровождения. Попутно выберите "Wavetable" и на закладке MIDI параметров мультимедиа - после этого вы сможете прослушивать через Универсальный Проигрыватель и музыкальные MIDI-файлы.