В радиолюбительской практике нередко возникает необходимость в источнике питания с выходным напряжением бортовой сети автомобиля. На рис.1 приведена принципиальная схема такого мощного блока питания .
Рис. 1. Принципиальная схема Вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток 20А и напряжение 20В. Диоды моста устанавливаются на радиаторах, лучше использовать силовые диоды с барьером Шоттки. Диоды должны быть на рабочее напряжение не ниже 50 вольт и рабочий ток не менее 20 ампер. Стабилизатор с защитой от замыканий выполнен на транзисторах VT1... VT7. Выходное напряжение устанавливается подстроечным резистором 1ком. Усилитель сигнала ошибки выполнен на дифференциальном каскаде VT6, VT7. Повторитель на составном транзисторе VT5 управляет регулирующими транзисторами VT1...VT4, в эмиттерные цепи которых включены выравнивающие резисторы 0,12 Ом, обеспечивающие равномерное распределение тока по всем четырем транзисторам (по 5 А на каждый). Печатная плата мощного блока питания показана на рис.2. Сетевой выпрямитель, фильтрующие конденсаторы и транзисторы VT1...VT4 установлены вне платы. Коллекторы VT1...VT4 гальванически соединены с корпусом, что позволяет использовать шасси в качестве радиатора без изолирующих прокладок.
Рис.2. Монтажная схема
|