Исходя из моих концептуальных убеждений (почти как религиозных
пристрастий) 12 дюймов широкополосник – это наш размерчик, хотя размер
конечно не главное. Такой динамик создает достаточное звуковое давление
и не требует дополнительных сабвуферов в системе, как для прослушивания
музыки, так и просмотра фильмов. Однако, такие динамики, требуют
корпусов под 120-150 литров. Это минимум в три раза больше С-90. Но,
чудес не бывает, и за отличное воспроизведение НЧ нужно платить либо
большим корпусом, либо введением электро-механической обратной связи
для контроля и коррекции низкочастотного звена. Есть и другой путь –
отдельный сабвуфер, но это не наш путь.
В Советские времена промышленность выпускала достаточно неплохие
динамики – 4А32. Это 12 дюймовый широкополосный динамик. Но найти такой
динамик в хорошем состоянии – очень непросто. Тем более, этот динамик
для того, что бы использовать в качестве основы для построения
собственной АС, надо очень сильно дорабатывать. Существует методика
«Горыныча» по доработке этих динамиков. Но все равно, эти динамики,
даже после всех доработок, не будут идеалом. А найти реально пару 4А32
с магнитом АЛЬНИКО теперь практически невозможно. Долгие поиски
подходящего динамика привели меня на Новосибирский завод "НОЭМА". Это
предприятие занимается выпуском аппаратуры для профессионального рынка
аудиотехники. Они выпускают динамик 75ГДШ-3-3. Это Продолжение линейки
4А32. В процессе эксплуатации и выпуска широкополосных динамиков,
75ГДШ-3-3 явился практически доведенным до совершенства вариантом 4А32.
Подвижная система (диффузор, подвес, центрирующая шайба) полностью
доработана. Во-первых, форма образующая диффузора НЧ выполнена в виде
сектора круга, а не простого конуса, как у 4А32. Это практически
полностью исключает возможность перемены направления прогиба диффузора
при продольном сжатии, что в динамиках типа 4А32 приводило к наличию
параметрических резонансов (дребезжание диффузора) в диапазоне от 600
до 2500 Гц в зависимости от жесткостных характеристик конкретной партии
динамиков. Конечно идеальным с точки зрения Аудиофильства является
экспоненциальная формообразующая диффузора, но изготовление оснастки
для её производства очень сложна и дорога.
Во-вторых на диффузоре есть противодифракционные кольца, что
увеличивает жесткость диффузора и предотвращает или ослабляет процесс
образования резонансных колебаний диффузора с образованием узловых
линий в форме дуг, опирающихся на внешний край диффузора. При этом,
части поверхности диффузора, лежащие по разные стороны узловых линий
колеблются с противоположными фазами «несимметричные резонансы или
излучение пятнами» на большой громкости (кажись эффект зонального
излучения по другому). Форма ВЧ рупорка обеспечивает воспроизведение ВЧ
вплоть до 16000Гц (-5Дб) и отсутствие столь противного резонанса на
2500Гц у многих широкополосников. Полностью решены проблемы
технического плана с подготовкой бумажной массы для изготовления
диффузоров – как следствие, динамики имеют очень повторяемые
характеристики. Тряпочный синусоидальный подвес, произведена
необходимая пропитка. В общем, учитывая стоимость, эти динамики могут
быть очень привлекательными для самодельщиков. Теперь слушаем, как это
звучит в авторском варианте. Придя на НОЭМУ, я был настроен купить ВЧ
10ГДВ-92 и 35ГДН-62. Но, послушав звучание 75ГДШ-3-3 в стандартном
заводском ящике, все пропало. Натуральный, живой вокал. Прекрасная
гитара, четкий и упругий барабан. В общем, динамик показал себя с
отличной стороны. И вот, два динамика на столе экзекуций ...
АЧХ снята на профессиональном оборудовании НОЭМа в заглушенной
комнате, 1метр от динамика. Испытания проводились в закрытом ящике
объемом 85 литров. Для сравнения также имеется АЧХ 75ГДШ-31, которые
имеют худшие показатели.
На НОЭМЕ сейчас усиленно ведутся работы по устранению того гнусного
провала в районе 6000Гц - это раздел где заканчивает звучание основной
диффузор и вступает в действие высокочастотный конус. Вообще, у меня
сейчас возникло непреодолимое желание поэкспериментировать с
демпфированием диффузора различными пропитками или вообще отрезать ВЧ
рупор - при этом основной диффузор будет прекрасно играть до 4-5Кгц
безо всяких фильтров, а ВЧ выше этого.......
Необходимо увеличить отдачу АС на нижних частотах, чтобы
скомпенсировать падение АЧХ динамика ниже 70Гц… Применять Корпус в
варианте экспоненциального рупора для такого размера динамика...
размеры моей квартиры не позволили. И мой выбор остановился на
четвертьволновом резонаторе обратного излучения. Этот вариант корпуса
дает достаточное усиление довольно узкой полосы частот в зоне
настройки, при этом имеет достаточно приемлемые габариты. TQWP, или
труба Войта.
Впервые, описанный Паулем Войтом (Paul Voigt) в 1930, TQWP дает хорошее соотношение качество-цена.
Они легки для самостоятельного изготовлении. Очень близко к
трансмиссионным линиям, TQWP отличается формой волновода. Своего рода
рупор используется как обратная нагрузка для диффузора, но динамик
помещен не в начале рупора как обычно, а на его стороне.
Порт используется, чтобы использовать поток воздуха от обратной стороны
диффузора динамика, для внутреннего демпфирования и увеличения отдачи
на НЧ. Частота резонанса зависит только от длины L конуса и положения
динамика. Все внутренние размеры рассчитываются по формулам, сведенным
в единую программу.
В течение процесса подстройки, хорошая идея не закрывать
окончательно одну из сторон корпуса, чтобы легко изменять внутреннее
наполнение ватой для нахождения оптимального демпфирования. Так как
ТКУВП создает ряд резонансов, а нам нужно только часть НЧ - то все
средние частоты необходимо поглотить - вот для этого и применяется
демпфирование части корпуса звукопоглощающим материалом. Процесс
заполнения и сводится к оптимальному заполнению, при котором СЧ от
обратной стороны диффузора поглотятся практически полностью но НЧ будет
без ослабления. Далее начинается самое интересное – изготовление
корпуса. В Интернете есть большое количество материалов по выбору
материалов и технологиям изготовления сборных панелей, обеспечивающих
высокую жесткость и акустическую непроницаемость.
Мой выбор был сделан таким – передняя панель сборная. Основа массив
сосновый толщиной 20мм, далее промазываем внутреннюю сторону стенки
вибропоглощающей резинобитумной автомобильной мастикой. Далее 10 мм
бакеллитова фанера на жидкие гвозди (ужас какая редкая и дорогая эта
фанерка – удалось только один лист найти). Стягивается такой сэндвич
саморезами, благо есть хорошая дрель- гайковерт. Далее – войлок 15мм.
Со стороны, которая будет приклеиваться к фанере, пропитал на 3-5мм
войлок все той же мастикой и приклеил на те же жидкие гвозди. Корпус
при таких размерах надо делать очень прочным. Все остальные панели
выполнены по той же технологии, но в качестве основного материала
применена двухсторонне ламинированная ДСП (ЛДСП), а усиление –
березовая фанера. Я не стал мудрствовать и заказал основные панели
корпуса у знакомого товарища в мебельном цехе (панели перед стяжкой
саморезами, клеили на жуткого вида, 1943 года, прессе). Точное
соблюдение всех размеров благоприятно сказывается на общем качестве
изготовления корпуса АС (точные чертежи раскроя деталей). Единственный
недостаток – к ламинату очень трудно что либо приклеить... После сборки
всех панелей, производим сборку корпуса АС. Склеил опять же на жидкие
гвозди – не дешево, но очень прочно. Я для запаса еще и евровинтами
мебельными стянул. После этого приступаем к демпфированию. У нас есть
небольшая фирма, которая шьет одеяла и подушки из синтепона, используя
халофилл... Я купил два мешка обрезков. Распушил синтепон и заполнил
как и рекомендовалось буржуями «компрессионную камеру» - объем АС ниже
динамика.(закрытую часть треугольника). Сейчас в магазинах появился
очень интересный материал – базальтовое волокно, его применение еще
более эффективно, чем вата или синтепон. Винтовые зажимы ставить не
стал – припаял провода непосредственно к клеммам динамика. В качестве
развязки от пола временно применил китайские «прыгучие» шарики. Что
можно сказать… Результат стоил потраченных усилий. Ни с какими С-90 и
Корветами, даже и не сравнимо (единственое – в моем варианте – АСка
имеет «фальшпанель» - для уравнивания высоты АСки и мебели, я увеличил
высоту АСки на 10 см, просто сделав нишу сверху, этакое двойную крышку
– исключительно для дизайна). Как и ожидалось – прекрасная локализация.
Потрясающий вокал и гитара. А вот барабаны и контрабас просто
обрадовали, даже в сравнении с заводскими АСками... Отличные, низы,
настоящие, мягкие, глубокие и мощные... Такая атака... Как еще можно
описать звук словами. Я удовлетворен результатами труда практически
полностью.
Но, как и ожидалось – есть ложка дегтя... Узкая направленность ВЧ.
АСки у меня стоят на расстоянии 2.7 метра, и диван в 2.5 метрах … Так в
той самой зоне прослушивания на диване высоких частот от 10000гц
нету... Они есть по оси АС, но чуть в сторону и амба. Нету высоких.. И
если на джазе и блюзе все неплохо, то на классике и современной музыке
очень чувствуется нехватка высоких частот. Если бы АСки стояли у меня в
комнате по узкой стороне, а диванчик был на 3-5 метрах от АСок – то все
было бы ажур. А вот найти приличное ВЧ звено с чувствительностью 96Дб/м
оказалось не так то просто. Россия, к сожалению – это глухомань для
радиолюбителей. Ни хрена нету, а то, что есть - в два раза минимум
дороже, чем на диком западе. Из доступного только неизвестного качества
Визатон за дорого, ну и еще несколько профессиональных рупорных
головок, которые непригодны для домашнего применения, так как
дальнобойные и так же узконаправленны. Нашел на партэкспрессе
американские изодинамические ВЧ головки неизвестной у нас Американской
фирмы Bohlender Graebenner Neo3PF.
Пришла красавица. Везли знакомые, даже и не знаю, сколько будет
стоить обычный заказ с пересылкой. Единственное – что сразу не увидел
–это то, что чувствительность они намерили на 2.83 Вольтах…Это уже не
96Дб на 1 вольте…реально получилось- 93 Дб на 1Вт. Включил через фильтр
первого порядка на кондерах К-71 от 10000Гц (4.7Мф). Отличный
результат. Описать трудно, я полностью удовлетворен и успокоился на
счет АСок – я достиг желаемого звучания как на низах – так и на вокале
и верхней части музыкального диапазона. Теперь у меня есть и шелест
тарелочек и нюансы саксофона и переливы скрипки. Спасибо америкосам за
отличный динамик. Они стоят, чтобы их ждать так долго. Конечно, это не
столь дешево, как хотелось бы – 96 баксов за пару плюс 10 баксов
пересылка до друга по почте от Партэкспресса... но рисковать с
Визатоновскими ДХТ, я не стал. Хотя, судя по информации на сайте,
параметры очень неплохие… Есть еще Фокалы В Интертехнике и еще не мало
на Партэкспрессе. Очень хороших пищалок с чувствительностью 93-94 дб
уже не мало.
Бюджет проекта:
Динамики 75ГДШ-33 теперь = 3000 руб за пару. (я брал еще 1600 за пару)
Динамики ВЧ=3600 рублей. Корпус
= 3000 руб за пару (заказ и изготовление панелей на мебельной фабрике)
+ работа моя (хотя самостоятельно получится гораздо дешевле).
В случае самостоятельного изготовления корпуса было бы еще дешевле, но дезигн требует жертв.
А так как ручёнки у меня не очень, да и инструментов нужных нету – то с
первого раза не хотелось облажаться с отделкой – вот и заказал в фирме
корпуса. Суммарная стоимость системы примерно 9000 рублей с учетом
Хай-Енд ВЧ динамиков и заводского изготовления корпусов. Но вряд ли
можно за такие деньги получить подобное звучание даже от Б/У импорта...
Источник: http://www.sibaudio.ru/?id=30&pid=33&cid=3 |