Нижняя граница воспроизводимого громкоговорителем диапазона частот определяется основной резонансной частотой головки. К сожалению, в продаже очень редко бывают головки, имеющие основную резонансную частоту ниже 60-80 Гц.Поэтому для расширения диапазона рабочих частот акустических систем весьма актуальной представляется возможность снижения основной резонансной частоты используемых в них головок. Как известно, подвижная система головки (диффузорсо звуковой катушкой) в областиосновного резонанса представляетсобой простую колебательнуюсистему, состоящую из массы игибкости подвеса. Резонанснаячастота такой системы определяетсяформулой: где т - масса диффузора, звуковойкатушки и присоединенной массывоздуха, г; С - гибкость подвеса, см/дин. Таким образом, чтобы снизитьосновную резонансную частотуголовки необходимо увеличить либомассу диффузора и звуковой катушки,либо гибкость их подвеса, либо то идругое вместе. Наиболее простоувеличить массу диффузора, укрепивна нем дополнительный груз. Однакоувеличивать массу подвижнойсистемы головки невыгодно, так какэто снизит не только резонанснуючастоту, но и создаваемое головкойзвуковое давление. Дело в том, чтосила F, создаваемая током I взвуковой катушке динамическойголовки, равна F=В*l*I, где B - магнитная индукция в зазоре; l - длина проводника звуковойкатушки. С другой стороны, согласнозаконам механики, эта сила равна F=m*a, где m - масса подвижной системы; a -колебательное ускорение. Поскольку сила, приложенная кзвуковой катушке, зависит дляданной головки только от величинытока, то увеличив массу, мы востолько же раз уменьшимколебательное ускорение катушки идиффузора; а поскольку звуковоедавление, создаваемое головкой вэтой области частот,пропорционально ускорениюдиффузора, уменьшение ускоренияравносильно снижению звуковогодавления. Если бы мы попыталисьвдвое снизить основную резонанснуючастоту головки, для этогопотребовалось бы увеличить массуподвижной системы в четыре раза, иво столько же раз снизилось бысоздаваемое головкой звуковоедавление при неизменном токе вкатушке. Кроме того, увеличениемассы повысило бы добротностьподвижной системы и увеличилорезонансный пик, а с ним инеравномерность частотнойхарактеристики, что, в свою очередь,ухудшило бы переходныехарактеристики громкоговорителя. Следовательно, для снижениярезонансной частоты головкицелесообразнее увеличить гибкостьподвеса диффузора и центрирующегодиска, то есть уменьшить жесткостькрепления подвижной системы.Делается это следующим образом.Прежде всего отклеивают илиотрезают острым скальпелем илилезвием (по кольцудиффузородержателя) воротникдиффузора. Затем отпаивают гибкиевыводы звуковой катушки,отвинчивают кольцо центрирующегодиска и гетинаксовый <паук" (еслитаковые имеются) или отклеиваютцентрирующий диск отдиффузородержателя. Гибкость центрирующего диска сгофрами увеличивают, прорезав в немравномерно по окружности три-четыреконусообразных отверстия (см. рис. 1).Общая площадь этих отверстийдолжна составлять 0,4- 0,5 площадигофров центрирующего диска. Длязашиты магнитного зазора от пыли навырезы или весь диск обычнымрезиновым клеем или клеем БФ-6наклеивают марлю. Если звуковаякатушка центрируется гетинаксовым(текстолитовым) "пауком", тогибкость увеличивают, уменьшаяширину его дужек (запиливая ихнапильником или осторожнообкусывая кусачками). После этогообрезают у диффузора частькраевого гофра, чтобы между краемдиффузора и кольцомдиффузородержателя был промежутококоло 200 мм. Если при этом на краюдиффузора остался гофр, то егорасправляют на длине около 10 мм иприклеивают к нему подвес в видедужек из повинола или мягкоготекстовинила. Для увеличениягибкости по возможности следуетудалить их текстильную илитрикотажную подложку. Очень гибкие и эластичные дужкиможно изготовить с помощьюкремнийорганического клея -герметика "эластосил" изтонких капроновых чулок. Голенищечулка разрезают вдоль и наполученном полотне шириной 24-28 смделают разметку (см. рис. 2). Приразметке дужки должны бытьрасположены поперек чулка (см. рис. 2),поскольку эластичность чулкабольше в продольном направлении.Затем, положив на какую-нибудьдощечку или толстый картон, кусокгладкой полиэтиленовой пленки,накладывают на нее чулочноеполотно и закрепляют по краямкнопками или гвоздиками. Послеэтого шпателем или торцомметаллической линейки наносят натрикотаж эластосил", так чтобынити трикотажа не были видны. Черезсутки (время полимеризации "эластосила")трикотаж переворачивают и наносятоластосил" на другую сторону.
Для вырезания дужек следуетизготовить картонный шаблон.Диффузор желательно подвесить неболее чем на трех или четырехдужках так, чтобы каждая дужказанимала соответственно треть иличетверть длины окружностидиффузора. На дужках и на краюдиффузора карандашом отмечаютповерхности, которыми они должныбыть склеены, ширина этихповерхностей должна составлять 7-10мм. Готовые дужки намазываютпоочередно клеем и приклеивают их котмеченному краю диффузора "эластосилом"либо кремнийорганическим клеем КТ-30или МСН-7. Дужки из павинола илитекстовинила приклеиваютповерхностью, где находилсятекстиль, клеем БФ-2, 88 или АВ-4.Рекомендуется предварительнопроверить пригодность (соответствие)клея материалу, приклеив кусочекматериала к плотной бумаге. Стыки между дужками должны бытьтакже склеены так, чтобы не былощелей. Лучше всего это сделать "эластосилом",у павиноловых или текстовиниловыхдужек рекомендуется скрепить краянитками и залить-в несколькоприемов обычным резиновым клеем. Закончив подвес диффузора, егоустанавливают вдиффузородержатель так, чтобызвуковая катушка вошла в зазор.Затем укрепляют кольцоцентрирующего диска и производятпредварительную центровкузвуковой катушки (до приклейкиподвеса). Далее поочередноприклеивают к кольцудиффузородержателя дужки подвесадиффузора. Для отгибания дужек, при намазывании клеем кольцадиффузородержателя, удобноиспользовать зажимы "крокодил"с вставленными в них однополюснымивилками (для тяжести). Послеподклейки подвеса производятокончательную центровку звуковойкатушки и закрепляют кольцацентрирующего диска илигетинаксового "паука". Еслицентрирующий диск не имеетметаллического кольца и отклеен, товначале приклеивают, подвесдиффузора, а затем центрирующийдиск, одновременно с этим центрируязвуковую катушку в зазоре. Впоследнюю очередь припаиваютвыводы звуковой катушки иприклеивают к диффузородержателюопорные дужки из картона, губчатойрезины или войлока. Если диффузор имеет трещину (разрыв),то ее лучше всего заклеить клеем"эластосил" или в несколькоприемов залить, резиновым клеем. Описанным способом удаетсяснизить частоту основногорезонанса головки в 1,5-2 раза. Дляпримера на рис. 3 приведенычастотные характеристики полногосопротивления головки 4А-18 до (пунктир)и после переделки.
Эта головка изготовленаленинградским заводомкиноаппаратуры "Кинап" в 1954году; переделка ее состояла впрорезании трех окон вцентрирующем диске и заменекраевого гофра павиноловымидужками, причем текстильнаяподложка не удалялась. Резонанснаячастота снизилась со 105 Гц до 70 Гц,то есть в 1,5 раза. Любопытноотметить, что такое же снижениечастоты резонанса даетдополнительный груз массой 25 г. (Радио 3/75)
|