Предлагаемая мною конструкция басовогозвена, по известным причинам не охотно состыковывается с фронтальнойакустикой, спектр воспроизводимых частот которой не опускается ниже 200Гц…но речь пойдёт не о том. Прежде всего хочется упомянуть о всех многократных отзывах о«качественности» большинства русских динамиков, с коими я полностьюсогласен. И не смотря на это, всё-таки я решился на такой «подвиг» ипотратил энное количество времени и материальных средств. Как в итогевыяснилось - не зря… Вот, собственно, и сама головка. Это рабочая лошадка русских колоноктипа «Корвет», откуда и была выкручена… В связи с не новизной динамика,пришлось его покрасить. Да, прямо из баллончика автомобильной акриловойкраской. Фото прилагаю. Для расчёта корпуса воспользовался всем известной прогой JBL Speaker Shop. Кстати, у кого нет характеристик на данное произведение советских инженеров прилагаю и оное: - Fs – 25Гц
- Qts – 0,35
- Vs – 200+/-50 Л
- SPL – 0,1 Дб
- Рном – 75Вт
- Ршум – 100Вт
- Рдолговр – 150Вт
- Рпредел – 300Вт
- Z – 8 Ом
После не долгих умозаключений и тыканий клавиш компьютера нарисовались следующие параметры корпуса: Vb – 80 Л; Fb – 27 Гц Следом за параметрами корпуса я рассчитал фазоинвертор. Арассчитывался он по принципу «Матараццо» (разработчик конструкцииЖан-Пьеро Матараццо). Матараццо, собственно и предложил новую , которая учитывает влияние стенки корпуса акустической системы на расчёт длины фазоинвертора . Здесь частота – в герцах, объем – в литрах, а длина и диаметр тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее. Этот учёный предложил решение, относительно корпуса самого фазоинвертора, а именно по уменьшению длины тоннеля фазоинвертора. Тоннель «Песочные часы» и щелевой вариант «Песочных часов» соответственно Такая геометрия позволяет укоротить тоннель по сравнению с исходным,постоянного сечения, по меньшей мере, в полтора раза, а то и больше. Размеры тоннеля в форме песочных часов, эквивалентного цилиндрическому диаметром 80 мм и длиной L0 | L0 | Lmax | d | D | L1 | L2 | h | Wmin | Wmax | 160 | 100 | 58 | 81 | 60 | 20 | 50 | 52 | 103 | 200 | 125 | 58 | 81 | 75 | 25 | 50 | 52 | 103 | 260 | 175 | 58 | 82 | 105 | 35 | 50 | 52 | 104 | 330 | 200 | 55 | 82 | 120 | 40 | 50 | 48 | 104 | 400 | 250 | 55 | 83 | 150 | 50 | 50 | 48 | 105 | 500 | 300 | 54 | 83 | 180 | 60 | 50 | 45 | 105 | 630 | 400 | 54 | 84 | 240 | 80 | 50 | 45 | 106 | 750 | 450 | 54 | 84 | 270 | 90 | 50 | 45 | 106 | То же, для исходного тоннеля диаметром 100 мм | L0 | Lmax | d | D | L1 | L2 | h | Wmin | Wmax | 270 | 175 | 71 | 100 | 105 | 35 | 60 | 69 | 130 | 330 | 200 | 71 | 100 | 120 | 40 | 60 | 69 | 130 | 420 | 250 | 71 | 100 | 150 | 50 | 60 | 69 | 130 | 530 | 300 | 69 | 102 | 180 | 60 | 60 | 66 | 133 | 650 | 400 | 69 | 102 | 240 | 80 | 60 | 66 | 133 | 800 | 500 | 68 | 103 | 300 | 100 | 60 | 63 | 135 | 1000 | 600 | 68 | 103 | 360 | 120 | 60 | 63 | 135 | 1180 | 750 | 68 | 103 | 450 | 150 | 60 | 63 | 135 | Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. D и d –это диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр коническойсекции, соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длинатоннеля в форме песочных часов, приводится просто для сравнения,насколько короче его удалось сделать, а вообще, это L1 + 2L2. Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать невсегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в видепрофилированной щели (см рис.) Для замены тоннеля диаметром 80 ммМатараццо рекомендует высоту щели выбрать равной 50 мм, а для замены100-миллиметрового цилиндрического тоннеля – равной 60 мм. Тогда ширинасекции постоянного сечения Wmin и максимальная ширина на входе и выходетоннеля Wmax будут такими, как в таблице (длины секций L1 и L2 – как вслучае с круглым сечением, здесь ничего не меняется). Если понадобится,высоту щелевого тоннеля h можно изменить, одновременно скорректировав иWmin, Wmax так, чтобы значения площади поперечного сечения (h.Wmin,h.Wmax) остались неизменными. Вот то, что получилось у меня.Параметры следующие: - Lmax – 190мм
- L1 – 114мм
- L2 – 38мм
- H – 60мм
- Wmin – 69мм
- Wmax – 130мм
Делался фазоинвертор из 5мм оргстекла, затем окрашивался в чёрный цвет. Итак . Комментарий я тут сделаю по поду передней и задней стенки –передняя, как видно двойная, склеена и скручена. Лунки под саморезыбыли зашпатлёваны авто шпатлёвкой. (На фото они ещё не зашпатлёваны) Асами саморезы промазаны клеем, дабы исключить возможность ихвыкручивания от вибрации (в моей практике случаи имели местобыть).Торцы стенки закруглены. Материал ДСП, как и у всего корпуса. Всесоединения клеились «жидкими гвоздями». Тыловая стенка имеет нишу длярасположения там усилителя, фильтра регулирования среза частоты ифазовращателя, т.к. сабвуфер планировалось сделать активным. Сзади же и находится отверстие для порта фазоинвертора. После тщательной обработки корпус был обклеен самоклеящейся плёнкойпод будущий интерьер моей комнаты. (Акустическая система справа, так жемоего изготовления, которую тоже в последствии обклею в синий). Ножки для саба были сделаны из стали конусообразные (но это, правда уже не мною). Внутренний объём корпуса обклеен шумоизоляцией и положен звукопоглотитель.(На этих компонентах лучше не экономить) Что касается усилителя, то он традиционно делался на знаменитой . Ичто бы про неё не говорили, вот, мол дерьмо и т.д. для домашнегоизготовления сабвуферного усилителя, я в соотношении простотаобвязки/качество/стоимость лучше пока не нашёл. Здесь представлена схема мостового подключения двух микросхем, общейноминальной выходной мощностью 150 Вт. Этого вполне достаточно дляраскачки 100ГДН-3. На схеме видны светло синие конденсаторы – это проходные, можноставить вместо них и электролиты (но рекомендую ставить не полярные).Плату травил хлорным железом, чертёж переводил с распечатки лазерногопринтера. Блок питания 2-х полярный, параллельно ёмкостям питания припаянышунтирующие конденсаторы и разрядники. Диодные моты с барьером Шоттки,по 10А, 1000В. Земля соединяется в одной физической точке. Провода,соединяющие блок питания с усилителем выбраны сечением, обеспечивающимипропускание тока до 20А. Принципиальная электрическая схема усилителя Принципиальная электрическая схема блока питания Блок регулятора среза частоты и фазовращателя На входе установлен сумматор и пассивный фильтр первого порядка счастотой среза порядка 150 Гц. На транзисторе VT1 собран фильтрБаттерворта 2 порядка. Частота среза изменяется примерно от 50 до 200Гц. На ОУ собран регулятор фазы. Нижняя граница диапазона – 15 Гц.Входной сигнал не должен превышать 1 вольт, иначе возможны искажения.Сигнал на входе ослаблен в 4-5 раз (12-14дБ), но, однако пришлось пойтив обход резисторов R1 и R2, т.к. сигнал с звуковой карты компьютераслишком слабый(по крайней мере в моём). Перед эксплуатацией необходимоподобрать резистор R6 до получения на выводе 6 DA1 напряжения 6+/-0,5В.Все схемы располагаются в задней части сабвуфера: В заключение…конечно я и не надеялся получить от этой головы что тостоящего, т.к. имел ранее дело с отечественными головками. Можетрасчётами другими стал пользоваться, либо другими принципамисабвуферостроения, но из этого, можно сказать безнадёжного динамикаполучился приличный саб. Правда его габариты и вес…но этим приходитсяжертвовать для хорошего саба из русского динамика. Да, что касаетсябаса то - хорошая отдача уже с 19 Гц!(если верить проге и моим ушам).Плотный, динамичный бас в музыке (Драм-н-басс без претензий), реальныеспецэффекты в кино ( парк Юрского периода у Вас дома!) соседи в аут!Гы-Гы Автор: Никулин Олег
|